Вы здесь

Ростислав Кенденбиль - в Туве его имя гордо носит Республиканская школа искусств

  • Вверх
    9
  • down
    13
988 просмотров

Родился Ростислав Докур-оолович Кенденбиль 30 мая 1922 года в местечке Кара-Дыт близ Чадаана сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. В семье аратов-скотоводов. Дед и отец мальчика были потомственными народными певцами, известными не только в Туве, но и в Монголии, и на Алтае. Отец играл на многих национальных инструментах, а также владел искусством горлового пения – хоомей. Известен он был, как сказитель (тоолчу), хорошо знал монгольский язык, переводил слышанные им сказания на тувинский язык, исполняя их в сопровождении чадагана.

Как и большинство тувинских детей, Кошкар-оол (так звали его в детстве) помогал родителям пасти скот.

Учиться начал с в четырнадцатилетнем возрасте, в школе-интернате в поселке Чадаан. Он занимался в кружках художественной самодеятельности и увлекался музыкой и рисованием. После окончания начального образования, который он освоил за три года, был направлен для продолжения обучения в художественную школу г. Москвы, но стать художником ему было не суждено. Он приехал в Кызыл с опозданием на один час из Чадаана и группа отправилась без него. Тогда ему предложили поехать учится в Горно-Алтайск в Национальный педагогический рабочий факультет трудящихся в Ойрот-Туру.

На факультете он знакомится с самодеятельным оркестром народных инструментов и музыкальными инструментами: домра, мандолина, скрипка. А самое интересное - чтобы купить скрипку, он продал зимнее пальто. И освоил музыкальный инструмент.

В 1942 году, по возвращению в г. Кызыл, Кенденбиль поступает в студию Музыкально-драматического театра. В студии помимо овладения актерским мастерством, участия в спектаклях, он обучался игре на баяне, фортепиано, изучает музыкальную грамоту, вокал, посещает хоровой класс. Но особенно важными были для него занятия в оркестровом классе под руководством Р.Г. Мироновича. Впоследствии в 1944 году, когда началась паспортизация населения, он взял себе старинное славянское имя своего учителя Ростислава Мироновича, а имя, данное в семье, стало фамилией. Так, вместо Кенденбиля Куулара стал Ростиславом Докур-ооловичем Кенденбиль.

Когда ему было 29 лет, в 1951 году написал первую песню «Созум утпа» («Помни мои слова») на стихи Салчака Тамба. Записать мелодию песни и ее гармоническое сопровождение помог московский композитор С.Ф. Кайдан-Дешкин, работавший в то время в Кызыле. Песни начинающего композитора становятся популярными в республике, но сам он все больше ощущает необходимость в дальнейшем серьезном музыкальном образовании. В 1954 году композитор поступает в Ленинградское музыкальное училище при консерватории им. Н. А. Римского – Корсакова, в класс педагога по композиции С.Я. Вольфензона. Дипломной работой была фрагменты оперы «Чечен и Белекмаа» на либретто С. А. Сарыг-оола. Дипломная работа тувинского композитора была оценена на «отлично».

После окончания училища Кенденбиль много трудился для дальнейшего развития музыкальной культуры в республике. Работал преподавателем в Детской музыкальной школе № 1 г Кызыла, в музыкальном училище, инспектором в Министерстве культуры Тувинской АССР.

В 1965 году завершает первую тувинскую национальную оперу «Чечен и Белекмаа». В 1968 году написал первое произведение для симфонического оркестра – сюиту «Чечектел-ле, торээн черим» («Расцветай, мой край родной»). К 1970 году у композитора было более ста песен на тувинские и русские тексты.

После трёхлетней стажировки в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского – Корсакова под руководством профессора А. С. Лемана (1969-1972 г.г.) композитор в основном работает над инструментальной музыкой. Первым произведением стала пьеса для флейты с фортепиано, дальше два квартета, соната для флейты и фортепиано, две симфонические сюиты и симфония «Песнь о Туве». В 1970-1980 годы написал Симфониетту, оркестровую картину «Родные пейзажи», три симфонические сюиты, Квартет № 4, сюиту для квинтета духовых инструментов. С середины 1970 годов созданы три музыкальные комедии – «Саянская русалка», «Инчеек», «Небесная девушка» на либретто К. Кудажы.

Композитор продолжает работать и в песенном жанре, который пользуется огромной популярностью. Песенное творчество композитора было отмечено в 1987 году присуждением ему Государственной премии Тувинский АССР. В 1985 году он был избран Председателем правления Союза композиторов Тувы. Деятельность Кенденбиля в разные годы была отмечена наградами и почетными званиями.

Сегодня музыка Р.Д. Кенденбиля звучит за пределами республики, ее исполняли в Москве, Новосибирске, Сочи. Самое главное – его музыка звучит на родной тувинской земле.

Министерство культуры Республики Тыва 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал